14.03.2014. Сплавы на основе свинца

Сплавы свинца широко применяются в машиностроительной промышленности в целом, и в автомобилестроении в частности. Производство антифрикционных материалов, или баббитов, - основное функциональное предназначение свинцовых сплавов. Последующее использование баббитов заключается в изготовлении вкладышей и втулок подшипников скольжения, функционирующих в условиях переменных (ударных) нагрузок и больших окружных скоростей.сплавы на основе свинца

Производство баббитов


Исходным материалом для производства баббитов служит свинец в чушках. В зависимости от присоединяемых к свинцовой основе добавок сплавы классифицируют на две группы:

  • Высоколегированные. Характеризуются высоким содержанием элементов, понижающих температуру плавления и коэффициент усадки свинца в процессе плавления. Кроме того, свинцовые сплавы этой категории имеют отличные показатели твердости и механической прочности.  
  • Низколегированные  сплавы свинца. Специфическими особенностями данных сплавов являются повышение устойчивости свинца к воздействию коррозионных процессов, росту его показателей предела ползучести и длительной прочности, обусловленные добавлением железа, сурьмы, меди, олова, кальция или кадмия

Подавляющее большинство свинцовых сплавов сохраняют устойчивость к коррозии не только в воздушной или водной среде, но и в растворах неорганических кислот.

Однако данное утверждение не касается сплавов, концентрация кальция, лития, натрия, магния или калия в которых превышает 0,1%.  

Использование сплавов свинца

Использование в качестве легирующих добавок в сплавы свинца кальция и теллура сообщают основному компоненту (свинцу) способность упрочнения при пластических деформациях и повышают температуру рекристаллизации, а, следовательно, стойкость свинца к вымыванию серной кислотой. Введение всего 0,05% теллура повышают данный показатель в десять раз.


Ключевое значение в производстве автомобильных подшипников в последнее время приобретают сплавы свинца с таллием, обеспечивающие изделию (то есть подшипнику) превосходную теплостойкость.  Кроме того, присутствие таллия снижает степень негативного воздействия органических кислот, образующихся в процессе физико-химического разрушения смазочных масел.
    

Резюмируя вышесказанное, необходимо отметить, что антифрикционные характеристики свинцовых сплавов несколько хуже, чем, например, оловянных. Но вместе с тем, они более распространены и достаточно дешевы.