07.02.2011. Кислотный автомобильный аккумулятор: виды, преимущества и недостатки

С первого взгляда кажется, что всё просто - свинец и есть свинец. Что особенного в аккумуляторах для авто?

Сам свинец в чистом виде не применим, так как толщина пластин велика и он достаточно хрупок. Свинец просто будет крошиться. Поэтому к нему присоединяют, для получения свинцового спалава, легирующие добавки. А до недавних пор применялся и натуральный яд - сурьма. Конечно, технологии усовершенствовались, и количество сурьмы уменьшилось, но вот полностью это не избавило батареи от недостатков такого метода.

Да, недостатки батарей с сурьмой весьма существенны. Сурьма - это очень сильный яд и этот нюанс делает утилизацию батарей сложной. Также, наличие сурьмы приводит к электролизу воду уже при двух вольт/эл. Так для двенадцати вольтовой батареи это равняется 12 вольтам. Таким образом, с такого значения до полного заряда автомобильный аккумулятор должен набрать 2,4 вольта. Это по времени будет достаточно долго.

Но есть и плюсы у таких батарей. Во-первых, у них низкая стоимость, а во-вторых, известно, что они способны до определенного предела хорошо переносить глубокие разряды батареи. Но, в силу сказанного прежде, к сожалению перезаряда они не выдерживают. Это всё ведет к интенсивному старению и повышенному расходу, заливаемой воды.

Есть кальциево-сурьмянистые, где кальцием легированы только аноды, а вот катоды малосурьмянисты. Это своеобразный компромисс со стоимостью. Применением кальция частично ещё спасаются от раннего разрушения аноды. Но всё же от проблем они не избавлены.

На рынке есть и полностью кальциевые аккумуляторные батареи, они называются кальций-кальциевые. Их пластины легированы только кальцием. Такая конструкция дороговата, но она лишена недостатков батарей других типов. Низкий уровень саморазряда и повышенное напряжение начала электролиза воды, меньшая масса и габариты при эквивалентной емкости - вот плюсы этих батарей. Однако, аккумуляторные батареи этого типа, в отличие от сурьмянистых, становятся чаще всего малообслуживаемыми или необслуживаемыми в принципе, что снижает затраты средств.